Skip to content Skip to footer

Парфенон (др.греч. Παρθενών, буквально “девичьи покои”) – храм на Афинском Акрополе в Греции. Построенный в 447 г. до н.э., он был посвящен богине Афине, покровительницы города Афины. Его название происходит от греческого слова παρθένος, что означает “дева, девушка, девственница, незамужняя женщина”. Эпоха его строительства совпадает с амбициозными планами расширения Афин и политическим престижем, последовавшим в период афинской гегемонии в Древней Греции.

Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон

Архитекторами Парфенона были Иктинос и Калликрат. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. Скульптурное убранство было создано Фидием и окончено в 433 году до н.э.

Это один из немногих полностью мраморных греческих храмов и единственный дорический храм с рельефами на всех метопах. Многие части скульптурного декора, архитрав и потолочные панели имели черно-белую отделку в красных, синих и золотых тонах. Использовался пентелийский мрамор, за исключением стилобата, выполненного из известняка. Крыло имело 8 колонн в ширину и 17 в длину. Расположение колонн необычно плотное, соотношение диаметра колонны и расстояния между ними составляет 1:2,25.

На узких сторонах также был второй ряд из 6 колонн, создававший иллюзию двухэтажного храма. Еще одной особенностью было наличие фриза, который окружал неф по всей его длине и, возможно, является наиболее очевидным из ионических влияний. Метопы восточной стороны изображают Гигантомахию. На западе представлена ​​битва амазонок, на юге – битва кентавров, а на севере – сцены Троянской войны.

Южный метоп. Битва кентавров с лапифами

На фризе изображена Панафинейская процессия, крупнейший религиозный праздник Афин. Он был 160 метров в длину и почти метр в ширину. Сюжет фриза новаторский, поскольку повествует не о мифологическом, а о реальном событии. Это момент процессии и передачи завесы афинянами богине-покровительнице Афине.

Процессия на фризе Парфенона

Внутри находилась двухцветная (двухъярусная) дорическая колоннада в форме буквы «П», создававшая атриум, из которого посетители могли любоваться с разных точек хризелефантиновой статуей Афины. В заднем здании хранились сокровища, то есть драгоценные дани Афины. Его крышу поддерживали четыре ионические колонны. Крыша всего храма вместе со шпалами, фронтонами и карнизами была мраморной, но поддерживалась большими деревянными балками.

Статуя Афины в Акрополе

Парфенон обладает совершенно гармоничными пропорциями вплоть до мельчайших деталей. Немыслимые изыски, незаметные отклонения от вертикального и горизонтального направления и гармоничные пропорции также способствовали славе храма. Пилястра имела небольшую тимпаническую кривизну, красные колонны отклонялись от вертикали к центру храма, а общая конструкция была пирамидальной. Таким образом было достигнуто внутреннее и восходящее движение, превратившее Парфенон в органическое целое. Тонкая «выпуклость» в средней части колонн визуально передавала тот факт, что колонны поднимали большой вес. Эти бесчисленные тонкости были гениально разработаны и выполнены с математической точностью.

Первым источником, в котором все здание характеризуется как “Парфенон”, является текст оратора Демосфена, IV век до н.э. В документах V века до н.э. здание называлось “храмом”. Архитекторы Иктинос и Калликрат называли это здание «Экатомпедос». В I веке нашей эры Плутарх назвал это здание “Экатомедос Парфенон”. Поскольку Парфенон был посвящен Афине, его иногда называли Храмом Минервы, римским именем Афины, особенно в XIX веке.

В период византийского правления Парфенон был переименован в Храм Святой Софии и выполнял роль христианского храма. Это преобразование также внесло в классическое здание различные архитектурные вмешательства. Помимо прочего, к пронаосу была пристроена арка святилища, а внутри был построен баптистерий. От этих переделок 1877 года, по словам Бюрнуфа, остались только остатки фресок и немногочисленные эпиграфические гравюры на стенах и колоннах. Во время превращения в церковь фронтоны не подверглись вандализму, хотя на них были ярко выраженные религиозные и культовые сцены с Афиной, Посейдоном и другими мифологическими персонажами. По сути, это единственный случай древнего храма, фронтоны которого сохранились до наших дней.

Во время правления франков территория вокруг Парфенона стала резиденцией первого франкского лорда Афин Отто де ла Роса, а Акрополь стал резиденцией франкского баронства и центром исторической жизни города, вплоть до что Афины теперь известны как Castellum Athenarum. Парфенон приписывается римской церкви и становится латинским храмом, почитаемым во имя Богородицы. К юго-западному углу была пристроена колокольня, которая во время турецкой оккупации стала минаретом. Во время венецианской оккупации в памятнике не наблюдалось и не фиксировалось никаких изменений.

Из рассказов более поздних путешественников, таких как итальянский нотариус Николаос Мартонис, посетивший Акрополь в 1395 году, или Кириакос Агконитис, посетивший Афины в 1436 году, мы имеем два описания христианского Парфенона. Первый представитель средневековой идеологии недоумевает, как можно было построить такое большое здание, а второй, представитель итальянского Возрождения, акцентирует внимание на красоте древних памятников.

Во время турецкой оккупации Акрополь попал в руки турок в 1458 году, когда его посетил Мухаммед II Завоеватель. Священная скала была теперь известна как Атина Калеси, что означает крепость Афин. В 17 веке Парфенон превратился в мечеть с минаретом, который был разрушен в 1687 году. Однако мечеть не соответствовала требованиям исламской религии и по этой причине никогда не становилась мечетью поклонения для мусульмане.

Во время похода францисканца Морозини на Афины в 1687 году Парфенон получил самый большой удар в ночь на 26 сентября, когда снаряд сотряс пороховой погреб, установленный Али агасом, командиром крепости в храме. Большая часть храма к его восточной стороне рухнула.

Томас Брюс в начале XIX века систематически разорял храм, распилив и отколов большое количество скульптур и мрамора между 1801 и 1803 годами, и примечательно, что скульптуры были почти навсегда потеряны, поскольку корабль, перевозивший их в Англию, затонул у Киферы, а ящики были извлечены дайверами с Калимноса. Вернувшись в Англию, Брюс в конце концов продал большинство из них Британскому музею, где они и находятся по сей день. Есть также скульптуры, которые оказались в Лувре в Париже, а также в Копенгагене и других местах, в то время как более половины из них были помещены в новый музей Акрополя в Афинах, и лишь немногие остались в самом здании.

Только 28 августа 1834 года, после греческой революции весь холм был классифицирован как археологический памятник, и в последующие два столетия были проведены обширные и разнообразные реставрационные и восстановительные работы, которые проводятся до сих пор. С 1983 года греческое правительство, начиная с министра культуры Мелины Меркурис, начало кампанию за постоянное возвращение скульптур в Грецию. Британский музей постоянно отказывался возвращать скульптуры, в то время как сменявшие друг друга правительства Великобритании не желали заставлять музей возвращать их, утверждая, что необходимо будет принять новое законодательство. Однако усилия по их возвращению продолжаются.

1 Комментарии

  • Наталья
    Опубликован 20.02.2023 09:51 0Likes

    Интересная статья. В живую бы увидеть. Так жалко что кто-то может позволить себе разрушать такие шедевры.

Оставить комментарий

© 2024. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ