В течение многих лет Леонардо изучал природу цвета, читал труды художников и философов предыдущих поколений, экспериментировал с составом красок и сочетанием цветов между собой.
Опираясь на труды Аристотеля, Леонардо видел искусство и науку как целое, поэтому определял белое и черное как края хроматического диапазона. При этом изучая, как цвета подчеркивают друг друга. Так, он первым выявил, что света тяготеют к желтым и красным (теплым оттенкам), а тени – к зеленому и синему (холодным оттенкам).
В 1510 году, в своем «Трактате о живописи» («Trattato della Pittura») Леонардо выделил шесть простых цветов для художника: белый, желтый, зеленый, синий, красный, черный.
«Из простых цветов первый – белый, хотя философы не принимают ни белого, ни черного в число цветов, потому что один – причина цветов, другой – лишение. Но так как живописец не может обойтись без них, мы поместим их в число других и скажем, что белый в этом порядке является первым в простых, желтый – вторым, зеленый – третьим, синий – четвертым, красный – пятым, черный шестым: и белое положим для света, без которого не видно цвета, и желтое для земли, зеленое для воды, синее для воздуха, и красное для огня, и черное для лежащей тьмы над стихией огня, потому что нет материи или толщины, куда солнечные лучи могли бы проникнуть и ударить и, следовательно, осветить».
В те времена краски создавались художниками самостоятельно в своих мастерских, используя цвета, полученные из растений, камней и минералов.
Для белой краски использовали свинцовую белую с включением гипса и мела.
Для желтой краски использовали оксид железа или оксид свинца.
Зеленый цвет получали из малахита или путем смешивания азурита и шафрана.
Синий цвет получали из лазурита или ультрамарина.
Для красного цвета использовалась киноварь или морена.
Черный получали из сажи или обугленной виноградной лозы.
Вот, какие советы дает Леонардо:
Чтобы получить красивый зеленый цвет: возьми зелень и смешай ее с мумией и получишь самую темную тень; потом для более светлой – зелень и охру, а для еще более светлой зелень и желтую, а для светов – чистую желтую; потом возьми зелень и индийскую шафранную и лессируй поверх всего.
Чтобы получить красивый красный цвет: возьми киноварь, смешанную со жженой охрой, – для темных теней, а для более светлых – апатит и миниум, а для светов – один миниум, потом лессируй хорошими белилами.
А для желтой краски, Леонардо дает точный рецепт:
Для желтой глазури:
Унций 1 – цинковой окиси
¾ – индийского шафрана
¼ – буры
и все вместе разотри.
Потом возьмешь:
¾ – бобовой муки
3 унций сухих крупных фиг
¼ воробьиных ягод и немного меду
и смешай, и сделай пасту.
Леонардо смешивал цвета не на палитре, а сразу на холсте, нанося краску очень тонкими слоями. Таким образом окончательный оттенок цвета видел уже непосредственно наблюдатель своими глазами. Леонардо использует приглушенные тона, легкие и постоянные градации цвета без явных контуров, придавая изображению ощущение глубины и создающее ощущение «реальности» изображения. Эта техника в последствии получит название «сфумато».
Леонардо воспринимал живопись, как наивысшую форму искусства, познаваемую через науку. Он иллюстрировал все свои размышления и изобретения, в то же время изучая природу восприятия мира глазами через живопись.
1 Комментарии
Наталья
Очень интересно. Когда читаешь что растирают краски не задумываешься что состав такой многогранный и неожиданный. А тут ещё и долговечный