Skip to content Skip to footer

В течение многих лет Леонардо изучал природу цвета, читал труды художников и философов предыдущих поколений, экспериментировал с составом красок и сочетанием цветов между собой.

Опираясь на труды Аристотеля, Леонардо видел искусство и науку как целое, поэтому определял белое и черное как края хроматического диапазона. При этом изучая, как цвета подчеркивают друг друга. Так, он первым выявил, что света тяготеют к желтым и красным (теплым оттенкам), а тени – к зеленому и синему (холодным оттенкам).

“Трактат о живописи”, Леонардо да Винчи

В 1510 году, в своем «Трактате о живописи» («Trattato della Pittura») Леонардо выделил шесть простых цветов для художника: белый, желтый, зеленый, синий, красный, черный.

«Из простых цветов первый – белый, хотя философы не принимают ни белого, ни черного в число цветов, потому что один – причина цветов, другой – лишение. Но так как живописец не может обойтись без них, мы поместим их в число других и скажем, что белый в этом порядке является первым в простых, желтый – вторым, зеленый – третьим, синий – четвертым, красный – пятым, черный шестым: и белое положим для света, без которого не видно цвета, и желтое для земли, зеленое для воды, синее для воздуха, и красное для огня, и черное для лежащей тьмы над стихией огня, потому что нет материи или толщины, куда солнечные лучи могли бы проникнуть и ударить и, следовательно, осветить».

Простые цвета по системе Леонардо

В те времена краски создавались художниками самостоятельно в своих мастерских, используя цвета, полученные из растений, камней и минералов.

Для белой краски использовали свинцовую белую с включением гипса и мела.

Гипс
Мел

Для желтой краски использовали оксид железа или оксид свинца.

Оксид железа

Оксид свинца

Зеленый цвет получали из малахита или путем смешивания азурита и шафрана.

Малахит
Азурит
Шафран

Синий цвет получали из лазурита или ультрамарина.

Лазурит
Ультрамарин

Для красного цвета использовалась киноварь или морена.

Киноварь
Морена

Черный получали из сажи или обугленной виноградной лозы.

Сажа
Виноградная лоза

Вот, какие советы дает Леонардо:

Чтобы получить красивый зеленый цвет: возьми зелень и смешай ее с мумией и получишь самую темную тень; потом для более светлой – зелень и охру, а для еще более светлой зелень и желтую, а для светов – чистую желтую; потом возьми зелень и индийскую шафранную и лессируй поверх всего.

Чтобы получить красивый красный цвет: возьми киноварь, смешанную со жженой охрой, – для темных теней, а для более светлых – апатит и миниум, а для светов – один миниум, потом лессируй хорошими белилами.

А для желтой краски, Леонардо дает точный рецепт:

Для желтой глазури:

Унций 1 – цинковой окиси

¾ – индийского шафрана

¼ – буры

и все вместе разотри.

Потом возьмешь:

¾ – бобовой муки

3 унций сухих крупных фиг

¼ воробьиных ягод и немного меду

и смешай, и сделай пасту.

Паоло Антонио Барбьери

Леонардо смешивал цвета не на палитре, а сразу на холсте, нанося краску очень тонкими слоями. Таким образом окончательный оттенок цвета видел уже непосредственно наблюдатель своими глазами. Леонардо использует приглушенные тона, легкие и постоянные градации цвета без явных контуров, придавая изображению ощущение глубины и создающее ощущение «реальности» изображения. Эта техника в последствии получит название «сфумато».

Ritratto di Monna Lisa del Giocondo,
Leonardo di ser Piero da Vinci

Леонардо воспринимал живопись, как наивысшую форму искусства, познаваемую через науку. Он иллюстрировал все свои размышления и изобретения, в то же время изучая природу восприятия мира глазами через живопись.

1 Комментарии

  • Наталья
    Опубликован 29.11.2022 04:30 0Likes

    Очень интересно. Когда читаешь что растирают краски не задумываешься что состав такой многогранный и неожиданный. А тут ещё и долговечный

Оставить комментарий

© 2024. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ