Skip to content Skip to footer

Владимирская икона Божией Матери – священный образ, почитаемый православными христианами. Является одной из самых известных икон на Руси. Она была создана примерно в 1132 году нашей эры на деревянной панели с росписью темперой.

Есть легенда, что создателем иконы является апостол Лука, один из учеников и последователей Христа, а сама икона написана на доске, взятой из трапезной Святого Семейства. Ее видела и благословила сама Богоматерь, придав ей чудотворные свойства.


На иконе изображена Мария, держащая своего маленького сына Иисуса Христа. Она отличается своим уникальным стилем и композицией, называемым Богоматерь Гликофилусса, с греческого «сладко лобзающая», «умиление». Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути, от этого ее лицо печально. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Икона является двусторонней, подвижной, переносимой. Ее использовали во время торжественных процессий и крестных ходов. На обратной стороне есть изображение, которое также могли видеть верующие: этимасия (престол уготованный) и орудия страстей. Покрытый красной тканью престол, приготовленный для Второго Пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец – орудия мучений Спасителя; и белый голубь —символ Святого Духа. За престолом стоит Голгофский крест, на котором распяли Христа. Рядом копье, которым Ему пробили ребро и трость с губкой, которой предлагали утолить жажду во время страданий на Кресте.

Престол уготованный

Икона имеет огромное значение для Православных Христиан. Считается, что она обладает силой исцеления, собственной волей и является главной чудотворицей Руси.

Владимирская икона Божией Матери занимала столь важное место в культуре Владимиро-Суздальской земли, что летопись того времени, по выражению Дмитрия Сергеевича Лихачева «строилась как цепь чудес Богоматери». Первое упоминание об иконе содержится в летописной статье 1155 года, которая повествует об Андрее Боголюбском. При перевозке иконы во Владимир кони, тащившие телегу с иконой, внезапно встали. Князь подумал, что лошади утомились и приказал их сменить. Это не помогло, и обоз встал на ночевку. Всю ночь князь истово молился, а под утро во сне к нему явилась Богородица. Она-то и повелела оставить образ в этих землях. Князь не мог ослушаться Богородицу, и на этом месте основал селение, получившее название Боголюбово. В церкви этого местечка и находилась икона, пока специально для нее не был возведен храм во Владимире. С этого времени икона и получила каноническое название.

Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородцкой церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV века

Московская улица Сретенка (ныне бульвар) – это историческое место, где жители города встречали икону, принесенную из Владимира. Ей же обязан названием и Сретенский монастырь.

Собор Сретенского монастыря

Первоначальный размер иконы 78×55 см. При Андрее Боголюбском икона получила первый драгоценный оклад. На него пошло порядка 2,5 кг долота, плюс серебро и драгоценные камни. К сожалению, этот оклад не сохранился. Но сохранились оклады оклады для иконы, изготовленные в конце XIV – начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году. Они экспонируются в Оружейной палате Московского кремля.

Оклад Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XIV – нач. XV в. (ГММК)
Оклад Владимирской иконы Божией Матери. 1-я треть XV в. (ГММК)
Оклад Владимирской иконы, 1657 год

На протяжении своей истории была прописана четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках. К древнейшей и нетронутой реставраторами живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым Ассистом, а также часть Охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы

В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:

  • 21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.
Владимирская икона Божией Матери в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Оставить комментарий

© 2024. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ