Skip to content Skip to footer

До XVI века на Руси сказки, былины и предания передавались исключительно в устном народном творчестве. Первые же печатные изображения появились с приходом Лубка.

Лубок “Медведь с козою прохлаждаются”, XVIIIв

Лубок или лубочная картинка – это разновидность графического произведения искусства в виде отпечатанного на бумаге оттиска, а затем раскрашенного вручную. Первоначально выполнялась в технике ксилографии, а затем в технике медерита.

Техника ксилографии, оттиск на бумаге с деревянной печатной формы
Медерит, гравюра на меди, выполненная с помощью травления металла азотной кислотой

Первые изображения такого типа появились в Китае в VIII веке, а в Европу техника пришла только в XV веке. В XVI веке лубки появились на Руси.

Первые русские лубки вырезались на липовых досках – лубах, затем наносилась краска и отпечатывалось изображение. Такая черно-белая заготовка называлась “простовик”, который впоследствии раскрашивали уже вручную. Такая форма печати полюбилась в народе, так как отличалась простотой и доходчивостью образов.

“Мыши кота погребают”. XVIIIв

Со временем сложились такие жанры, как духовно-религиозный, философский, исторический, юридический, политический, сатирический и сказочный.

“Адам и Ева”, XVIIв
“Архангел Михаил”
“Адам и Ева”
“Сова”, XIXв
“Аптека Духовная”
“Кот Казанский, ум Астраханский, разум Сибирский”, XVIIIв
“Мужик плетет лапти”, XVIIIв
“Французы голодные крысы в команде у старостихи Василисы”
“Алеша Попович”, XVIIIв
“Илья Муромец и Соловей-разбойник”, XVIIIв
“Семь баб про штаны дерутся, а что в них – до того не доберутся”

В XIX веке лубки стали изготавливаться из металла, а цветовая палитра к тому времени стала более широкой, что позволяло создавать более детальные и реалистичные работы.

“Сказка о рыбаке и рыбке”, 1878г
“Во лузях”, 1894г
“Конек-Горбунок”, 1885г

Лубки оставались популярными в России вплоть до XXв.

Лубочные картинки для любителей и исследователей русской старины представляют высокий интерес: они ярко отражают в себе дух народа, служат драгоценным пособием для изучения его быта и нравов, дают понятие о том, чем пробавлялся он по части художеств, знакомят с его верованиями, воззрениями и предрассудками, со всем тем, что занимало и забавляло его, в чем сказывалось его остроумие.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Оставить комментарий

© 2024. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ