Skip to content Skip to footer

В конце 4 в. до н.э. государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступают в период эллинизма. Греческая культура распространяется от Сицилии до Средней Азии и Индии, от Боспорского царства до Африки, смешиваясь с местной культурой и складываясь в новую. Развивается наука, математика, астрономия, литература. Именно в этот период проводят исследования и совершают свои открытия Архимед, Аристарх Самосский, Эратосфен, Эвклид и Диодор Сициллийский. Бурное развитие в связи со строительством новых городов получает архитектура.

Храм Зевса в Афинах (VI в. до н. э. до II в. н. э)

Стремясь создавать грандиозные и величественные строения и архитектурные ансамбли, появляются колоннады вдоль главных улиц, строятся театры, библиотеки, храмы и царские дворцы. Широкое распространение получают сады и парки, украшенные фонтанами и декоративной скульптурой.

Театр в Милете (III в. до н.э.)

Среди всех видов изобразительного искусства скульптура сохраняет ведущую роль.

Эллинистическая скульптура представляет собой одно из важнейших выражений эллинистической культуры и является завершающим этапом эволюции древнегреческой скульптуры.

Разрабатываются новые техники, точнее становится изображение анатомии и эмоций человека, делается акцент на эстетике, внутреннем мире человека, его стремлениях и целях. Формируется реалистический стиль, становятся шире охватываемые сюжеты, изображаются персонажи разных возрастов.  

Одним из самых выдающихся скульпторов эпохи эллинизма считается Агесандр с Родоса, сын Пайония (др. Греч.: Ἁγήσανδρος). Его скульптуру «Лаокоон и его сыновья», созданную вместе с его сыновьями Афинодором и Полидором, восхвалял римский писатель Плиний Старший. Плиний подробно описывает работу, находившуюся тогда во дворце императора Тита, но не называет точных дат. По стилю он считается «одним из лучших образцов эллинистического барокко».

Лаокоон и его сыновья

“Лаокоон и его сыновья”, “Группа Лаокоона” (Laocoonte e i suoi figli, Gruppo del Laocoonte) 

Статуя изображает троянского жреца Лаокоона и его сыновей Антифанта и Тимбрея, подвергшихся нападению морских змей. Эта трагедия упоминается у нескольких греческих писателей, но подробности события различаются. Так у Вергилия Лаокоон был жрецом Посейдона и был убит по приказу Афины за попытку разоблачить уловку с троянским конем. У Софокла же Лаокоон был жрецом Аполлона и был наказан за то, что не смог сохранить целомудрие. Эти две версии имеют разную мораль: Лаокоона либо наказали за то, что он поступил неправильно, либо за то, что он был прав.


Группа была названа «прообразом человеческой агонии» в западном искусстве, и в отличие от агонии, часто изображаемой в христианском искусстве, изображающей Страсти Иисуса и мучеников, это страдание не имеет искупительной силы или награды. Страдание проявляется в искаженных выражениях лиц и в напряженных и борющихся телах, в особенности самого Лаокоона. Змеи изображены как кусающие, так и сжимающие, и, вероятно, задуманы как ядовитые, как у Вергилия.

Пьетро Аретино, восторгаясь этой работой говорил: “… две змеи, напав на три фигуры, производят самое поразительное подобие страха, страдания и смерти.”

Скульптура находится в музее Пио-Клементино в Ватикане.

Композиции из Сперлонга

Руины виллы Тиберия
Грот Тиберия в Сперлонге

В 1959 году в Сперлонге была обнаружена очень большая группа скульптур, которые сейчас находятся в созданном для них музее. Одна секция композиции «Нападение Сциллы на корабль Одиссея», была подписана теми же тремя именами: Агесандра, Афинодорома и Полидорома.

Фрагменты композиции «Нападение Сциллы на корабль Одиссея»

Сперлонга – маленькое поселение в Лациуме, упоминаемое Тацитом, находящееся на побережье между Римом и Неаполем. В этом месте у императора Тиберия была вилла, в которой находилось множество скульптур. В 26 году н.э. грот, в котором находились статуи рухнул. Тиберий смог спастись, но статуи раскололись на тысячи фрагментов.

Все сцены представляют собой рассказы об Одиссее и выполнены в том же стиле, что и Лаокоон. Изучение и восстановление фигур продолжается до сих пор.

Композиция «Ослепление Полифема Одиссеем»
Фрагмент композиции «Ослепление Полифема Одиссеем»

Венера Милосская

8 апреля 1820 года греческий фермер по имени Йоргос Кентротас, возделывая поле обнаружил две части статуи. Это произошло “в 500 шагах от амфитеатры, и над пещерами, вырытыми справа от долины, ведущей к морю”, что соответствует расположению древнегреческого города Мелоса (Милоса).

Статуя была найдена в виде двух больших частей: верхняя часть туловища и нижние драпированные ноги, вместе с несколькими гермами (столбами, увенчанными головами), фрагментами верхней части левой руки, держащей яблоко, и постаментом с надписью. Это статуей была Венера Милосская.

“Венера Милосская”

Считается, что Венера Милосская изображает Афродиту, греческую богиню любви, римской копией которой и была Венера. Скульптуру иногда называют Афродитой Милосской из-за неточности названия греческой скульптуры в честь римского божества Венеры. Некоторые ученые предполагают, что статуя на самом деле представляет морскую богиню Амфитриту, которой поклонялись на острове, на котором была найдена статуя.

“Венера Милосская” вид сбоку
“Венера Милосская” вид сзади

Статуя сделана из паросского мрамора, а ее высота составляет 204 см. Она была подарена королю Франции Луи XVIII как работа великого Праксителя, однако рядом с найденной скульптурой был обнаружен блок, с подписью другого мастера – Александроса из Антиохии на Меандре. В данный момент статую находится в Лувре.

В течение многих лет ведутся споры и высказываются предположения о положении рук Венеры. В 1826 году археолог Джеймс Миллиген сравнил статую Венеры Милосской с Венерой (Афродитой) Капуанской, которая смотрелась в щит Ареса как в зеркало. Возможно, Венера Милосская тоже что-то держала в руках или даже была частью композиции из нескольких скульптур.

“Венера Капуанская”

Август из Прима Порта

Август из Прима Порта (итал. Augusto di Prima Porta) – портретная статуя Августа Цезаря, первого императора Римской империи. Мраморная статуя имеет высоту 2,08 метра и весит 1000 кг.

Статуя была обнаружена 20 апреля 1863 года во время археологических раскопок под руководством Джузеппе Гальярди на вилле в Прима-Порта, принадлежавшей третьей и последней жене Августа, Ливии Друзилле.

Статуя, вырезанная опытными греческими скульпторами, считается копией утраченного бронзового оригинала, выставленного в Риме. Август из Прима Порта теперь выставлен в Braccio Nuovo музеев Ватикана. С момента своего открытия он стал самым известным из портретов Августа и одной из самых известных скульптур древнего мира.

“Август из Прима-Порта”

Ника Самофракийская

Ника Самофракийская или Крылатая Победа Самофракийская – вотивный памятник, изначально найденный на острове Самофракия, к северу от Эгейского моря. Это шедевр греческой скульптуры эллинистической эпохи, датируемый началом II века до нашей эры. Он состоит из статуи богини Нике (Победы), у которой отсутствуют голова и руки. Высота статуи составляет 2,75 метра, а высота памятника вместе с цоколем составляет 5,57 метров.

Статуя из белого паросского мрамора изображает крылатую женщину, богиню Победы (Нике), садящуюся на нос военного корабля. Изваяна из паросского мрамора, постамент (нос корабля) – из серого мрамора, добытого в карьере Лардос на Родосе.

“Ника Самофракийская” (Νίκη της Σαμοθράκης)

Статуя Победы, вырезана не из цельного куска мрамора, а состоит из шести отдельно обработанных блоков: туловища, бюста с головой, двух рук и двух крыльев. Эти блоки соединялись между собой металлическими скобами (бронзовыми или железными). Эта техника, долгое время использовавшаяся греческими скульпторами для выступающих частей статуй, применялась в эллинистические времена для самого тела, что позволяло использовать более мелкие куски мрамора.

В случае с Никой скульптор оптимизировал эту технику, наклонив суставные поверхности, соединяющие крылья с корпусом, на 20° вперед, что обеспечило их консольную поддержку сзади. К туловищу-блоку добавлены более мелкие выступающие части: конец летящей мантии сзади и конец ниспадающей на землю складки перед левой ногой. Корабль состоит из 16 блоков, разделенных на три части, размещенных на прямоугольном основании.

Статуя и основание неразделимы, дабы обеспечить баланс композиции, задуманной как единое целое. Возведение памятника было настоящим техническим подвигом, шедевром скульптора.

“Ника Самофракийская” в Лувре
“Ника Самофракийская” в Лувре

Скульптура является одной из немногих крупных эллинистических статуй, сохранившихся в оригинале, а не в римских копиях. Крылатая Победа выставляется в Лувре в Париже на вершине парадной лестницы с 1884 года.

Коллекция эллинистической скульптуры в Ираклионе

Археологический музей Ираклиона – один из величайших музеев Греции, расположенный в Ираклионе на Крите. В XXVII зале музея представлена коллекция эллинистической скульптуры.

“Эллинистическая скульптура III-II вв. до н.э. на Крите представлена известными произведениями искусства. Оригинальные работы включают статуи и портреты членов императорских семей, а также местных чиновников и представителей римского правящего класса. Большинство из них было найдено в Гортине, столице римского Крита и Киренаики.”

Познакомиться поближе с этими скульптурами вы можете в виртуальном туре по музею Ираклиона.

1 Комментарии

  • Наталья
    Опубликован 06.12.2022 16:13 0Likes

    Жалко что не увидеть оригинал, первый раз увидела Венеру сзади. Ты находишь такие интересные вещи, казалось столько читал и всегда открытие…А что находится в России?

Оставить комментарий

© 2024. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ