Большинство людей при упоминании Николая Константиновича Рериха представляют его горные пейзажи, но он рисовал не только их. Он очень любил историю Руси, а богатырские образы из книг изварской библиотеки увлекали его еще с детства. Поэтому, получив приглашение расписать стены в столовой в доме промышленника Филадельфа Бажанова, художник с воодушевлением взялся за заказ.
Серия панно «Богатырский фриз» состоит из 7 работ общей длиной около 26 метров в технике темпера на холсте.
Фриз — декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей или увенчивающей ту или иную часть архитектурного сооружения.
«Садко»
Панно Садко заняло центральное место в серии. Оно является самым крупным, 2х7 метров. На нем Рерих изобразил не фантастичный, как у Репина, а реалистичный момент: прибытие Садко к родным берегам Великого Новгорода.
Любопытный факт: многие исследователи считают Садко не сказочным, а реальным персонажем, так как в Новгородской летописи от 1167 года имеется запись: «На ту же весну заложи Садко Сытинец церковь камену святую мученику Борису и Глебу, при князе Святославе Ростиславиче, при архиепископе Илии».
«Баян» и «Витязь»
С двух сторон от дверного проема располагались панно «Баян» и «Витязь». Баян, древнерусский певец-поэт, поет песни и играет на гуслях, а молодой витязь его слушает. Эти панно являются прологом к дальнейшим историям, разворачивающимся на стенах столовой.
Панно “Баян”, Н.К. Рерих. Холст, темпера. 203 х 104,5 см. 1910г.
Панно “Витязь”, Н.К. Рерих. Холст, темпера. 203 х 104,5 см. 1910г.
«Микула Селянинович» и «Вольга Святославович»
Микулу Сляниновича называли отцом земледелия, всемирным кормильцем. «Великий пахарь выОривает (вспахивает) красоту всенародную» – писал Рерих о Микуле Селяниновиче. Этим сюжетом Рерих говорит о том, что героизм богатырей не только в ратном деле, но и в земледелии и строительстве. Вольга Святославович является одним из самых древних богатырей – бытрым, бесстрашным и решительным в своих замыслах. Он был воином-полководцем, поэтому Рерих изображает его вместе с его дружиной, которую Микула проводит за собой через все препятствия.
«Илья Муромец» и «Соловей-разбойник»
Еще один парный сюжет о богатыре Илье Муромце и противнике его Соловье-разбойнике. Илья Муромец стал образцом идеального героя – смелого, неподкупного, справедливого. Он и трудится на земле, и строит Русь, и защищает родину от врагов.
Так и изобразил его Рерих, в момент победы над Соловьем. Выпустил Илья Муромец стрелу на одном панно и поразил Соловья-разбойника на другом.
Илья Муромец – единственный былинный богатырь, чья гробница до настоящего времени существует в пещере Киево-Печерского монастыря, рядом с гробницей летописца Нестора.
На надгробии сделана подпись: «Преподобный Илья Муромский, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, идеже доныне нетленен пребывает».
Дом Бажанова является памятником архитектуры в стиле модерн.
Сейчас эти помещения занимает Детская библиотека истории и культуры Петербурга. Регулярно проводятся экскурсии. В Белом зале проходят концерты, выставки, встречи с деятелями искусства. Большую часть флигельных помещений занимают жилые квартиры, а в части помещений находятся мастерские художников.
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
1 Комментарии
Наталья
Ну точно Рерих это горы и никогда не слышала о его этих работах. Спасибо за открытия…