Skip to content Skip to footer

Клод Лоррен (1600-1682), урожденный Клод Желле – французский художник пейзажист, проживший большую часть своей жизни в Риме. Является основоположником традиций классического пейзажа.

Архитектура и природа Италии оставили глубокий след в его живописи. Он был одним из первых мастеров пейзажа, который смог отойти от религиозных сюжетов и получить признание несмотря на то, что в те времена пейзаж считался второстепенным жанром. Его лирическое изображение природы сыграло принципиальную роль в изображении природы как главного предмета изображения

Живописный мир Лоррена это вечное лето, ясное небо, яркое солнце, связь времен. Античная архитектура, которая отсылает к прошлому, бытовые сцены, напоминающие о настоящем и природа, которая была до нас и будет после.

“Утро в гавани”, Клод Лоррен. Холст, масло.  97,5 х 120,5 см. 1634г.

Картина «Утро в гавани» (фр. Le Matin dans un port de mer) относится к зрелому периоду творчества художника и принадлежит к ряду пейзажных произведений на тему «гавани».

Глядя на это полотно, можно ощутить мирное состояние бытия, вытекающее из вечного постоянства природы. На переднем плане изображаются жанровые сцены, но большую часть картины занимает морской пейзаж. 

Цвета художник использует теплые, золотые, таким образом создается впечатление летнего утра, которое предвещает ясный жаркий день. В эти первые минуты рассвета после ночи солнце залило все пространство золотым светом, над морем образовалась легкая дымка от смешения прогревающегося воздуха и холодной морской воды. Тихое утреннее море, слегка тронутое бризом и мирно покачивающиеся вдали корабли, создают атмосферу благостного спокойствия. Справа возвышается арка, похожая на триумфальную арку Тита в Риме, чудом перенесенная на этот берег. Высокое дерево отделяет от арки три башни. Слева в контровом свете виднеются горы, а к берегу причалил небольшой корабль.

В верхней трети небо еще темное, с густыми облаками, крона дерева находится в тени, как и верх арки. В центральной трети мы видим рассветное солнце, башни и корабли. Яркий свет заливает все пространство, отражаясь в море. В этой части все посвящено восходу солнца, утру и пробуждению. В нижней трети картины уже кипит жизнь, на берегу античного города люди занимаются своими делами: мужчины в центре грузят доски, за ними пристают к берегу лодки и моряки сходят на берег, две женщины и мужчина ведут неспешную беседу, сидя на сундуке.

Левая и правая части композиции немного ассиметричны. С правой стороны больший вес имеют здания, но они уравновешиваются кораблем в левой части. Таким образом центр композиции смещается влево. В расположении главных элементов пейзажа соблюдается некоторая симметричность. Так дальняя крепостная башня соотносится с мысом, а арка с кораблем.  В правой части композиции улавливается ритм, за счет повторения вертикальных архитектурных элементов и мачты корабля. Эти линии как будто уводят взгляд зрителя по направлению к горизонту и солнцу. Глядя на картину зритель может прочувствовать всю любовь художника к природе и насладиться вместе с ним красотой прекрасного рассвета на берегу моря.

До 1958 года эта картина называлась Le Soir. Атрибуция картины основана на рисунке Лоррена № 5, который является частью альбома под названием «Liber Veritatis» – Книга истины, в которой Лоррен исполнял копии своих живописных полотен, для подтверждения их идентичности.

Лист из альбома “Liber Veritatis” с зарисовкой картины “Утро в гавани”, Клод Лоррен, 1634г.

Лоррен сделал запись, что эта картина была заказана монсеньором Бомануаром де Лаверденом, епископом Ле-Мана. После епископа Ле-Мана картина перешла в коллекцию маркиза де Марии, в 1747 году куплена Уолполом в Хоутон-холле. Затем в 1779 она была приобретена для личного музея императрицы в Эрмитаже, где и хранится до сих пор.

В собрании Старой пинакотеки в Мюнхене находится авторское повторение картины “Утро в гавани”, написанное Лорреном в 1674 году.

“Утро в гавани”, авторское повторение, Клод Лоррен. Холст, масло.  72 х 96 см. 1674г.

Оставить комментарий

© 2024. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ