Природа всегда нова… и всегда готова дарить
неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь.
Что может быть лучше природы!
И.И.Шишкин
Иван Иванович Шишкин был мастером русского пейзажа. В 1898 году он завершил работу над своей знаменитой картиной “Корабельная Роща”. Это произведение было создано под влиянием природы родных мест, особенно запомнившихся ему с детства. Созданная под вдохновением Афанасовской рощей рядом с Елабугой, картина отражает знакомую комбинацию величественного и хрупкого леса, которую Шишкин ясно видел в пейзажах своей родины и которую он так искренне любил и прославлял в своем искусстве.
С XVIII века в Большом и Нижнем Афанасово велась заготовка сосен для строительства мачт кораблей. Для мачтовой сосны были определенные критерии: дерево должно быть диаметром не менее 30 сантиметров, а из ствола можно было получить бревно длиной не менее 19 метров. С 1703 года по указу Петра I корабельный лес был объявлен заповедным, а незакрепощенным крестьянам было поручено ухаживать за ним должным образом. У таких крестьян были определенные привилегии, включая право переходить в другие сословия, переселяться, заниматься торговлей, владеть землями, движимым и недвижимым имуществом.
Несколько поколений крестьян ухаживали за корабельной рощей, мастерски изображенной на полотне Шишкина. Возраст этих сосен достигает 100 лет, за эти годы они выросли до 40 метров в высоту. Именно их величественность хотел показать художник, “обрезая” верхушки деревьев, создавая ощущение, будто они не помещаются на холст из-за своей высоты. Перемежаясь с молодыми порослями лес выглядит густым и дремучим. Тем не менее протоптанные тропинки и рукотворные поручни для переправы через ручей создают ощущение присутствия человека. Но в момент, запечатленный Шишкиным, в лесу нет людей, а только беззаботные бабочки порхают над ручьем.
Подобный сюжет мастер изобразил двадцатью годами ранее, на картине “Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии”. Несмотря на схожесть сюжетов, в картинах есть немало отличий. Этот лес находится на Камских берегах в окрестностях современного города Киров, а главной особенностью являются герои картины: маленькие любопытные медвежата и парящие над лесом птицы. Сам лес уже выглядит более естественно, без следов человека. Множество поваленных деревьев и сломанных веток намекают на прошедшую бурю.
За пейзаж «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» художник получил первую премию Общества поощрения художников в 1872 году, а в 1878 году картина украсила экспозицию Всемирной выставки в Париже.
Обе эти картины передают ощущение тишины и уединения, создается впечатление, что можно услышать шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, почувствовать запах леса и сосен. Они погружают зрителя в мир природы и восхищают гармонией, величием и красотой русского леса.
1 Комментарии
Наталья
С детства знакомые картины и всегда поражает величие сосен и тайна темноты глубины леса. Великий талант передать это на полотне