Палаццо Барберини представляет собой величественный дворец в самом сердце Рима и является выдающимся образцом архитектуры итальянского барокко XVII века. Этот грандиозный дворец, расположенный на Квиринальском холме, не только служил резиденцией могущественной семьи Барберини, но и стал символом их власти и влияния в папском Риме.
История дворца неразрывно связана с восхождением семьи Барберини на вершину римской социальной иерархии. Ключевым моментом в истории семьи стало избрание Маффео Барберини папой римским под именем Урбан VIII в 1623 году. Именно это событие послужило катализатором для создания дворца, достойного нового статуса семьи. Урбан VIII, известный как большой ценитель искусств и покровитель талантливых мастеров, стремился создать резиденцию, которая бы отражала величие и культурные амбиции рода Барберини.
Строительство дворца началось в 1627 году. Для реализации этого масштабного проекта были привлечены лучшие архитекторы того времени. Изначально работами руководил Карло Мадерно, признанный мастер позднего Ренессанса. После его смерти в 1629 году строительство продолжили два гения барокко – молодой Франческо Борромини и прославленный Джованни Лоренцо Бернини. Их совместная работа, продолжавшаяся до 1633 года, привела к созданию уникального архитектурного ансамбля, в котором органично соединились монументальность, изящество и новаторские решения эпохи барокко.
Особенно примечательно, что в процессе строительства архитекторам удалось мастерски использовать сложный рельеф участка, превратив потенциальные недостатки местности в художественные достоинства здания. Трехэтажный дворец с его H-образным планом, величественным центральным салоном и инновационной системой лестниц стал образцом для подражания в европейской дворцовой архитектуре последующих десятилетий.
Внешний облик Палаццо Барберини представляет собой классический пример зрелого барочного стиля. Главный фасад дворца, обращенный к бывшей виа Барберини (ныне виа делле Куатро Фонтане), имеет три яруса и украшен элегантными пилястрами коринфского ордера. Центральная часть фасада выделена ризалитом с большими окнами и увенчана гербом семьи Барберини. Особую выразительность фасаду придает чередование различных форм окон: прямоугольных на первом этаже, с полуциркульным завершением на втором и квадратных на третьем. Боковые крылья здания, слегка выступающие вперед, создают впечатление объятий, раскрывающихся к городу. Садовый фасад дворца решен более свободно и живописно, с широкой лоджией, открывающейся в сторону регулярного сада. Архитекторам удалось мастерски использовать перепад рельефа, создав систему террас и подпорных стен, которые органично связывают дворец с окружающим ландшафтом.
Карло Мадерно, начавший строительство, заложил основную концепцию здания и спроектировал его H-образный план. Борромини создал знаменитую овальную спиральную лестницу, ставшую одним из самых инновационных элементов дворца, в то время как Бернини разработал монументальную прямую лестницу в другом крыле здания. Это соперничество двух великих мастеров привело к появлению двух совершенно разных по стилю, но одинаково впечатляющих лестничных пространств.
Садовый фасад дворца решен более свободно и живописно, с широкой лоджией, открывающейся в сторону регулярного сада. Архитекторам удалось мастерски использовать перепад рельефа, создав систему террас и подпорных стен, которые органично связывают дворец с окружающим ландшафтом.
Особого упоминания заслуживает использование в оформлении фасадов символики семьи Барберини, в частности, их геральдического символа – пчелы, который можно увидеть в различных декоративных элементах. Этот мотив повторяется в каменной резьбе, лепнине и других архитектурных деталях, создавая единый художественный ансамбль и подчеркивая статус владельцев дворца.
Внутреннее убранство Палаццо Барберини поражает своей роскошью и художественным богатством. Центральным произведением является грандиозная фреска Пьетро да Кортоны “Триумф Божественного провидения” в Большом салоне. Эта монументальная композиция площадью около 600 квадратных метров создавалась на протяжении семи лет и представляет собой сложную аллегорическую программу. В центре композиции – Божественное Провидение, восседающее на облаках, окруженное многочисленными аллегорическими фигурами. Среди них можно увидеть персонификации христианских добродетелей, времен года, различных искусств и наук. Особенно примечательно изображение трех пчел – геральдического символа семьи Барберини, которые словно взлетают к небесам, символизируя восхождение рода к вершинам власти.
В Овальном зале находится другая значимая фреска – “Божественная Мудрость” работы Андреа Сакки. Эта композиция, более сдержанная по сравнению с работой Кортоны, демонстрирует классицистические тенденции в живописи барокко. На ней изображена аллегория Божественной Мудрости в окружении добродетелей и путти. Особенно интересно то, как художник использовал овальную форму потолка, создав иллюзию купола с помощью живописных средств.
Малый салон украшен циклом фресок, посвященных жизни Христа. Здесь можно увидеть сцены Благовещения, Рождества и другие евангельские сюжеты, выполненные в более камерном масштабе, но с не меньшим мастерством. Особенно примечательна техника исполнения этих фресок, где художники виртуозно использовали светотеневые эффекты для создания иллюзии глубины пространства.
Скульптурное убранство дворца не менее впечатляюще. В нишах главного фасада установлены античные статуи, органично вписанные в архитектурную композицию.
В Овальном зале установлены четыре мраморные статуи, изображающие времена года. Эти скульптуры, созданные современниками Бернини, демонстрируют характерную для барокко динамичность поз и эмоциональную выразительность. Их расположение тщательно продумано с учетом естественного освещения, падающего через высокие окна.
Парадная лестница украшена античными скульптурами и бюстами, расставленными в нишах и на площадках. Здесь можно увидеть, как подлинные древнеримские произведения, так и работы мастеров XVII века, выполненные в античном стиле. Особенно примечательны рельефные панно, украшающие стены лестницы, на которых изображены сцены из античной мифологии и истории.
Особое место в скульптурном убранстве занимают порталы дверей и каминов, украшенные сложной резьбой по камню. На них можно увидеть маскароны, гирлянды из фруктов и цветов, а также геральдические символы семьи Барберини. Каждый такой портал представляет собой самостоятельное произведение искусства, демонстрирующее высочайший уровень мастерства каменотесов XVII века.
В садовой части дворца расположены многочисленные фонтаны и декоративные скульптуры, органично вписанные в ландшафтную композицию.
Сегодня Палаццо Барберини функционирует как одна из площадок Национальной галереи старинного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica), являясь одним из важнейших музеев Рима. В его стенах размещена богатейшая коллекция живописи XIII-XVIII веков, включающая работы таких мастеров как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Эль Греко и Гвидо Рени.