Skip to content Skip to footer

Палаццо Барберини представляет собой величественный дворец в самом сердце Рима и является выдающимся образцом архитектуры итальянского барокко XVII века. Этот грандиозный дворец, расположенный на Квиринальском холме, не только служил резиденцией могущественной семьи Барберини, но и стал символом их власти и влияния в папском Риме.

История дворца неразрывно связана с восхождением семьи Барберини на вершину римской социальной иерархии. Ключевым моментом в истории семьи стало избрание Маффео Барберини папой римским под именем Урбан VIII в 1623 году. Именно это событие послужило катализатором для создания дворца, достойного нового статуса семьи. Урбан VIII, известный как большой ценитель искусств и покровитель талантливых мастеров, стремился создать резиденцию, которая бы отражала величие и культурные амбиции рода Барберини.

Празднество во дворце в 1656 году

Строительство дворца началось в 1627 году. Для реализации этого масштабного проекта были привлечены лучшие архитекторы того времени. Изначально работами руководил Карло Мадерно, признанный мастер позднего Ренессанса. После его смерти в 1629 году строительство продолжили два гения барокко – молодой Франческо Борромини и прославленный Джованни Лоренцо Бернини. Их совместная работа, продолжавшаяся до 1633 года, привела к созданию уникального архитектурного ансамбля, в котором органично соединились монументальность, изящество и новаторские решения эпохи барокко.

Особенно примечательно, что в процессе строительства архитекторам удалось мастерски использовать сложный рельеф участка, превратив потенциальные недостатки местности в художественные достоинства здания. Трехэтажный дворец с его H-образным планом, величественным центральным салоном и инновационной системой лестниц стал образцом для подражания в европейской дворцовой архитектуре последующих десятилетий.

Палаццо Барберини на гравюре Пиранези

Внешний облик Палаццо Барберини представляет собой классический пример зрелого барочного стиля. Главный фасад дворца, обращенный к бывшей виа Барберини (ныне виа делле Куатро Фонтане), имеет три яруса и украшен элегантными пилястрами коринфского ордера. Центральная часть фасада выделена ризалитом с большими окнами и увенчана гербом семьи Барберини. Особую выразительность фасаду придает чередование различных форм окон: прямоугольных на первом этаже, с полуциркульным завершением на втором и квадратных на третьем. Боковые крылья здания, слегка выступающие вперед, создают впечатление объятий, раскрывающихся к городу. Садовый фасад дворца решен более свободно и живописно, с широкой лоджией, открывающейся в сторону регулярного сада. Архитекторам удалось мастерски использовать перепад рельефа, создав систему террас и подпорных стен, которые органично связывают дворец с окружающим ландшафтом.

Карло Мадерно, начавший строительство, заложил основную концепцию здания и спроектировал его H-образный план. Борромини создал знаменитую овальную спиральную лестницу, ставшую одним из самых инновационных элементов дворца, в то время как Бернини разработал монументальную прямую лестницу в другом крыле здания. Это соперничество двух великих мастеров привело к появлению двух совершенно разных по стилю, но одинаково впечатляющих лестничных пространств.

Лестница Борромини
Лестница Бернини

Садовый фасад дворца решен более свободно и живописно, с широкой лоджией, открывающейся в сторону регулярного сада. Архитекторам удалось мастерски использовать перепад рельефа, создав систему террас и подпорных стен, которые органично связывают дворец с окружающим ландшафтом.

Особого упоминания заслуживает использование в оформлении фасадов символики семьи Барберини, в частности, их геральдического символа – пчелы, который можно увидеть в различных декоративных элементах. Этот мотив повторяется в каменной резьбе, лепнине и других архитектурных деталях, создавая единый художественный ансамбль и подчеркивая статус владельцев дворца.

Внутреннее убранство Палаццо Барберини поражает своей роскошью и художественным богатством. Центральным произведением является грандиозная фреска Пьетро да Кортоны “Триумф Божественного провидения” в Большом салоне. Эта монументальная композиция площадью около 600 квадратных метров создавалась на протяжении семи лет и представляет собой сложную аллегорическую программу. В центре композиции – Божественное Провидение, восседающее на облаках, окруженное многочисленными аллегорическими фигурами. Среди них можно увидеть персонификации христианских добродетелей, времен года, различных искусств и наук. Особенно примечательно изображение трех пчел – геральдического символа семьи Барберини, которые словно взлетают к небесам, символизируя восхождение рода к вершинам власти.

Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения и силы Барберини. Роспись плафона Большого зала. 1639

В Овальном зале находится другая значимая фреска – “Божественная Мудрость” работы Андреа Сакки. Эта композиция, более сдержанная по сравнению с работой Кортоны, демонстрирует классицистические тенденции в живописи барокко. На ней изображена аллегория Божественной Мудрости в окружении добродетелей и путти. Особенно интересно то, как художник использовал овальную форму потолка, создав иллюзию купола с помощью живописных средств.

Малый салон украшен циклом фресок, посвященных жизни Христа. Здесь можно увидеть сцены Благовещения, Рождества и другие евангельские сюжеты, выполненные в более камерном масштабе, но с не меньшим мастерством. Особенно примечательна техника исполнения этих фресок, где художники виртуозно использовали светотеневые эффекты для создания иллюзии глубины пространства.

Три Магдалины. Андреа Сакки. 1634. Холст, масло.

Скульптурное убранство дворца не менее впечатляюще. В нишах главного фасада установлены античные статуи, органично вписанные в архитектурную композицию.

В Овальном зале установлены четыре мраморные статуи, изображающие времена года. Эти скульптуры, созданные современниками Бернини, демонстрируют характерную для барокко динамичность поз и эмоциональную выразительность. Их расположение тщательно продумано с учетом естественного освещения, падающего через высокие окна.

Парадная лестница украшена античными скульптурами и бюстами, расставленными в нишах и на площадках. Здесь можно увидеть, как подлинные древнеримские произведения, так и работы мастеров XVII века, выполненные в античном стиле. Особенно примечательны рельефные панно, украшающие стены лестницы, на которых изображены сцены из античной мифологии и истории.

Особое место в скульптурном убранстве занимают порталы дверей и каминов, украшенные сложной резьбой по камню. На них можно увидеть маскароны, гирлянды из фруктов и цветов, а также геральдические символы семьи Барберини. Каждый такой портал представляет собой самостоятельное произведение искусства, демонстрирующее высочайший уровень мастерства каменотесов XVII века.

В садовой части дворца расположены многочисленные фонтаны и декоративные скульптуры, органично вписанные в ландшафтную композицию.

Сегодня Палаццо Барберини функционирует как одна из площадок Национальной галереи старинного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica), являясь одним из важнейших музеев Рима. В его стенах размещена богатейшая коллекция живописи XIII-XVIII веков, включающая работы таких мастеров как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Эль Греко и Гвидо Рени.

Оставить комментарий

© 2024. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ