Skip to content Skip to footer

В период императорской власти культура Рима достигла наивысшего расцвета. Произведения искусства, скульптуры, живописные фрески, украшения и предметы обихода, привезенные из походов и завоеваний, искусно копировались, со временем приобретая свои черты и особенности, формируя древнеримский стиль.

Оформление жилых домов было богатым, полы выстилались мозаиками, стены украшались росписями и фресками. Соответствовала роскошному оформлению и мебель, которая находилась как внутри домов, так и во внутренних садах, так называемых перистильных дворах.

Основную часть мебели мастера изготавливали из древесины. Использовались ее различные породы – туя, кедр, ясень, олива, клен. Для интарсии применялись – пальма, самшит, платан, черное дерево. Из бронзы отливали изделия сложной. А более солидную, дорогостоящую мебель выполняли из мрамора.

Римская мраморная мебель была популярна на протяжении веков не только из-за ее красоты и элегантности, но и из-за ее долговечности. Мрамор устойчив к влажности, а также высоким температурам. Это делало его идеальным материалом для использования как в помещении, так и на открытом воздухе.

Большая часть мрамора добывалась в Риме, но некоторое количество мрамора также импортировалось из Греции, так как римляне восхищались его качествами. Римляне добывали мрамор, вставляя влажные деревянные клинья в естественные трещины скалы. По мере того как клинья расширялись под действием влаги, они отделяли мрамор от скалы.

Самые популярные виды римской мраморной мебели включают столы, стулья, скамейки, кровати, комоды, шкафы, зеркала, камины, фонтаны, статуи, колонны, вазы, урны, миски, лампы, подсвечники. Они были изготовлены из различных видов мрамора, таких как белый, черный, красный и зеленый, и украшены каменной резьбой, рельефами, мозаикой и инкрустацией драгоценными камнями.

Основными элементами орнаментики были растительные и животные мотивы: листья, грозди, гирлянды, львиные маски и лапы, фигуры орлов, сфинксов. Большое внимание уделялось мебели для сидения. Всевозможные табуреты, дифросы, складные стулья, курульные кресла, клинии, бизеллиумы и клисмосы выполнялись из древесины и бронзы, а вот почетные места для глав аристократических семейств, солиумы, были высечены из мрамора. Они украшались резными ножками и дополнялись скамейками для ног.

Также из мрамора высекали скамьи, которые ставили в атриумах и перистилях.

Атриум был одним из наиболее важных архитектурных элементов римских домов и общественных зданий, служившим местом сбора членов семьи для общения друг с другом или гостей извне. Атриумы обычно располагались недалеко от центра этих построек и представляли собой открытое пространство, окруженное стенами, которые пропускали свет через окна сверху, а также обеспечивали уединение из-за его закрытого характера.

Атриумы часто украшали произведениями искусства, мозаикой, скульптурами или другими украшениями в зависимости от того, насколько богатая семья могла себе это позволить. Он служил основным местом сбора семей и гостей, где они вместе обедали в неформальной обстановке, а также предоставлял место для отдыха в жаркие летние дни благодаря своей открытой природе, позволяющей потоку воздуха снаружи в дом.

Атриум дома с рельефом Телефоса
Атриум, Дом Серебряной свадьбы, Помпеи

Часто в центре атриума размещали имплювиум. Слово «имплювий» происходит от латинского слова, означающего «наполнять водой» или «сборщик дождя». Считается, что этот архитектурный элемент возник в Греции, но стал очень популярен среди богатых римлян в первом веке до нашей эры и оставался таковым, по крайней мере, до четвертого века нашей эры.

Имплювий обычно представлял собой прямоугольный бассейн, расположенный на открытой террасе дома или виллы, его длинная сторона была обращена с севера на юг, чтобы максимизировать доступность для сбора дождевой воды из грозовых облаков, которые обычно приходили с этого направления в зимние месяцы. Собранная вода использовалась рабами и слугами по дому, например, для стирки одежды, купания себя и своих хозяев, мытья полов или даже наполнения фонтанов в самом доме.

Имплювий также мог служить декоративным целям, так как мозаика размещалась на его полу, чтобы добавить красочные детали. Считается, что некоторые из них были разработаны известными художниками, такими как Паусий и Филоксен, которые известны своими работами в других областях, таких как живопись или скульптура.

Имплювий был символом дома, представляя богатство и статус среди его владельцев. Размер мог варьироваться от дома к дому, но считается, что более крупные дома были более распространены среди людей с большими средствами, поскольку у них был доступ к лучшим материалам для строительства, таким как мрамор или гранит, вместо кирпичной кладки, которую использовали менее богатые граждане.

Атриум с имплювием
Дом Фавна, Помпеи
Вид на атриум и таблинум дома Марко Лукрецио Фронтона. Перед центральным имплювием в атриуме мы видим картибул, мраморный стол с ножками в форме львиных лап

Таблинум был одной из нескольких комнат, найденных в римских домах, и служил одновременно кабинетом для чтения или письма, а также главным входом в дом. Считается, что таблины были впервые завезены в Рим в период поздней республики, но стали более распространенными в имперскую эпоху, когда они начали появляться в богатых домах всех размеров, от небольших квартир и выше.

Комната обычно располагалась в задней или боковой части римского дома и имела две двери: одна вела во внутренний двор, а другая выходила на улицу снаружи. Таблинум должен был быть оборудован кушетками, на которых можно было лежать во время чтения, письменными столами и книжными шкафами со свитками и книгами. В богатых домах также было принято украшать эти комнаты мозаикой или настенными росписями, изображающими сцены из мифологии или повседневной жизни.

Таблинум часто использовалась как приемная для гостей, которых принимал глава семьи, обычно в сопровождении жены и детей. Таблинум также был местом, где важные деловые сделки могли заключаться вдали от посторонних глаз в общественных местах, таких как атриумы. За таблинумом следовал перистиль – колоннада, состоящая из двух рядов колонн с открытым пространством между ними. Этот стиль использовался для создания больших открытых дворов или садов, окруженных колоннами и стенами. Эти пространства можно найти как в общественных зданиях, таких как храмы, так и в частных домах. Лепка часто использовалась для создания узоров или рисунков на вершинах колонн или стен, которые были частью конструкций перистиля. Римляне часто добавляли статуи и другие произведения искусства, чтобы еще больше украсить свои здания с использованием архитектуры перистиля. В пространстве перистиля ставили мраморные скамьи, столики и фонтаны, для комфортного отдыха на природе.

Перистиль в доме Веттии, Помпеи

Наравне с предметами для сидения огромной популярностью пользовались мраморные столы. Они могли быть круглыми на одной или трех ножках, прямоугольными, на ножках или на двух боковинах с опорой.

Круглый стол. Помпеи

Мраморные столы – наиболее распространенный класс древнеримской декоративной скульптуры. В отличие от большей части декоративной скульптуры, мраморные столы были предметами утилитарного назначения, и множество свидетельств здесь впервые демонстрирует широкий спектр функций.

В первую очередь благодаря раскопкам в Помпеях мы также знаем первоначальное расположение сотен этих предметов в римских домах, и эти свидетельства позволяют необычайно ярко увидеть римское эстетическое чувство, которое применялось к демонстрации мелкой скульптуры и украшение внутреннего пространства.

Мраморный стол. Помпеи
Картибул. Рим

Мраморная мебель древнего Рима была не только красивой, но и практичной. Мрамор является крепким и долговечным материалом. Кроме того, мраморный блеск и его холодная, гладкая поверхность, создает ощущение прохлады и свежести, особенно в жаркие летние дни.

К сожалению большая часть мебели из дерева и других материалов не сохранилась до наших дней, но благодаря долговечности мрамора, мы и сейчас можем изучить мебель Римлян в ее изначальном виде.

В целом, мраморная мебель древнего Рима была высоко оценена за свою элегантность, прочность и практичность. Она являлась важным элементом римского искусства и культуры, и до сегодняшнего дня остается символом роскоши и изыска.

Оставить комментарий

© 2024. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ